ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА 2003 ГОД
Уважаемые депутаты!
Дорогие соотечественники!
Совсем недавно мы с вами подвели итоги десятилетнего развития нашего государства. Это был не просто отчет о достигнутом, но и богатейший исторический материал для потомков. Это был критический анализ степени нашей зрелости, готовности распрощаться с прошлым и открыть новый исторический этап развития независимого Казахстана.
Вместе с тем, мы еще раз убедились в том, что прошли огромное расстояние по пути развития и достигли того уровня, когда можем без колебаний вступить в XXI век.
Основной итог наших дел за эти годы заключается в том, что наша республика состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Мы провели энергичные, жесткие, но давшие значительные результаты целевые экономические реформы.
О многом говорит и тот факт, что Казахстан признан как Европейским союзом, так и США страной с рыночной экономикой.
Мы также значительно продвинулись в сфере государственного строительства и развития демократии. Наша страна и все казахстанское общество кардинально изменились: экономические и политические права и свободы стали непреложным фактом нашей действительности.
Все эти итоги и перемены являются надежной основой дня сегодняшнего.
Вместе с тем, мы никогда не впадали в эйфорию и не замалчивали наших проблем, что было мной отмечено в юбилейном докладе. Нам еще только предстоит пройти этап возмужания и зрелости государства, становления казахстанского гражданского общества. И политическая система, и вопросы прав и свобод граждан требуют непрерывной доработки в соответствии с уровнем экономического и социально-культурного развития.
На это направлен наш десятилетний план, основанный на Стратегии “Казахстан-2030”.
* * *
Для того чтобы по-прежнему динамично работать над наращиванием социально-экономического потенциала, чрезвычайно важно точно определиться со среднесрочными планами и приоритетами на среднесрочную перспективу и 2003 год.
Мной утверждена трехлетняя Программа действий Правительства, в которой основной упор делается на решении задач улучшения структуры реального сектора экономики, развития транспортной инфраструктуры, повышения уровня жизни населения, дальнейшую интеграцию экономики страны в региональные общие рынки.
Поэтому мне хотелось бы в своем послании конкретно расставить акценты и приоритеты, что даст Правительству возможность воплотить свои намерения в рамках конкретных бюджетных программ.
Считаю необходимым и логичным, во-первых, отойти от практики объявления каждого года годом какой-либо сферы или направления деятельности и переходить к определению приоритета на три года.
Во-вторых, Послание Президента народу Казахстана впервые озвучивается в ходе процесса формирования бюджета, а не после его завершения, как это было раньше.
* * *
Уважаемые соотечественники!
Есть целый ряд причин, чтобы предстоящий период, с 2003 по 2005 годы, посвятить возрождению аула (села).
Именно этой проблеме посвящено мое послание.
Надо признать, что именно сельское хозяйство, его труженики наиболее сильно пострадали от несовершенства советской экономики, и именно они более всего ощутили на себе всю ее ущербность при переходе к рынку.
Село — это образ жизни народа, источник культуры, традиций, обычаев и духовной жизни. Уже только эта совокупность факторов требует от нас серьезного отношения к селу.
Общеизвестно и доказано историей, что при любых революционных катаклизмах основная тяжесть болезненных перемен приходится на село. И Казахстан не стал исключением.
Мы должны помнить, что именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации. Именно оно более всего стремится к стабильности и здравому эволюционному развитию.
И именно оно наиболее остро и тонко воспринимает идеалы независимости и сильной государственности, поскольку на генно-информационном уровне хранит и воспроизводит чаяния и надежды наших предков.
Но есть причины и сугубо экономические. Внимательный обзор внутренней структуры экономики, близлежащих и отдаленных рынков заставляет серьезно задуматься об углублении агропромышленной специализации Казахстана.
Парадоксально, но факт: все близлежащие и отдаленные рынки испытывают нужду в продовольствии, прежде всего в зерне и мясе. Но казахстанское продовольствие не может туда пробиться в силу низкого качества и высоких издержек, слабой государственной и дипломатической поддержки.
Более того, уже и внутренний рынок по целому ряду позиций начинает проигрывать нарастающей экспансии продуктового импорта.
Исключительно важно и то, что наличие в стране крепкого сельскохозяйственного сектора помогло бы основательно поднять и сопутствующие ему отрасли: производство минеральных удобрений, сельхозмашиностроение, легкую и пищевую промышленность, а по технологической цепочке — и другие. Это значит, что мультипликативный эффект для экономики страны будет колоссальным.
Нельзя не сказать и о демографических, миграционных и социальных факторах нашего особого отношения к аулу.
В Казахстане исторически, особенно в эпоху командной экономики, расселение людей в сельской местности складывалось неудачным образом как с позиций рыночной экономики, так и по социальным и экологическим соображениям.
В результате для многих сельских районов характерной чертой стала депрессивная экономика.
Можно определенно сказать, что в условиях минимальных стандартов самодостаточности и по качеству земли, и по природным, и социальным условиям проживает около миллиона человек.
Мы должны самым серьезным образом проанализировать одну особенность. В Казахстане сельское население составляет 43 процента. От переизбытка сельского населения во многих районах высока безработица, которая, в свою очередь, подрывает сельские рынки труда, удешевляет их до самого низкого в стране уровня.
Все это приводит к массовому оттоку сельского населения в районные центры и города. За 2000—2001 годы было упразднено 186 неперспективных, потому и брошенных людьми населенных пунктов, в этом году ожидается упразднение еще 93.
Данное явление, как бы болезненно оно нами и населением ни воспринималось, надо рассматривать как объективный процесс.
Проблема лишь в том, что он носит у нас стихийный характер и не зависит от исполнительной власти.
За десять лет мы встали на ноги как государство с хорошими позициями в экономике. Теперь пришло время, опираясь на достигнутое и накопленный опыт, конкретными делами помочь нашим соотечественникам, живущим на селе, обрести новое качество жизни.
Что конкретно я предлагаю.
Первое. Всем надо четко уяснить, что поддержка аула (села) не должна и не будет заключаться в повальном государственном субсидировании и безвозвратном финансировании всего и вся. Мы не можем и не будем возрождать былую практику иждивенчества и государственного патернализма.
Нужно и впредь целенаправленно проводить в жизнь линию создания для человека условий, при которых он может сам зарабатывать для себя и своей семьи, нужно поддерживать тех, кто может и умеет работать, показывает свое трудолюбие. В этом и заключается ответственность государства перед народом и его будущим.
Вся финансово-экономическая политика государства, в том числе социальная и сельскохозяйственная, должна быть селективно направлена только на те территории, которые перспективны с позиции жизнедеятельности человека и функционирования рынка.
Второе. Я поручаю Правительству разработать модель расселения жителей сельских территорий на перспективу. Нужно решительно определиться и с судьбой ряда депрессивных малых городов.
Стране необходима государственная политика по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов в развивающиеся, в райцентры и малые города. Она должна учесть вопросы планирования и управления потоками миграции, обустройства, обеспечения землей и жильем, переквалификации переселенцев.
Все люди стремятся жить в экологически чистой среде, иметь доступ к хорошим социальным услугам. Это стремление должно быть поддержано. Совершенно очевидно, что село имеет шанс на нормальную жизнь там, где есть хорошие земли, где рядом есть рынки сбыта, где удобные транспортные коммуникации.
Назрел вопрос и о придании Министерству сельского хозяйства дополнительных функций по делам территорий.
Третье. Я ставлю перед Правительством задачу в кратчайшие сроки разработать трехлетнюю президентскую программу развития агропромышленного комплекса Казахстана.
Наша страна традиционно была и должна остаться мировым и региональным поставщиком продовольствия, а сам агропромышленный комплекс — дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и платежного балансов страны. И мы должны приложить все усилия, чтобы добиться этого.
Главным фактором подъема села остается устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса, быстрый подъем его экономики на современных рыночных принципах.
Здесь я бы выделил следующие ключевые моменты.
Необходимо довести до логического конца реформу экономических, и прежде всего земельных и водных, отношений.
Надо признать, что принятый недавно Закон о земле не продвинул страну к цивилизованному рынку. И если уж мы совместно допустили ошибки, давайте будем быстро их исправлять, корректировать этот закон. Краеугольным камнем данного закона должен быть ответ на жизненно важный вопрос: “Нужна ли частная собственность на сельскохозяйственную землю?”
Отвечая на этот вопрос, мы, как правило, скатываемся к обывательскому тезису — “продаем Родину”, не понимая при этом, что частная собственность на землю — это прежде всего уверенность крестьянина, что его землю не отберут. Собственность на землю — это мотивация к ее обустройству, чтобы было что передать своим детям.
Земля без хозяина — сирота. Экологическая катастрофа настигает именно ничейную землю. В условиях Казахстана — включение в экономику еще не использованных огромных ресурсов.
Уверен, что именно данный состав Парламента сможет выполнить эту историческую миссию, приняв закон “О частной собственности на землю”.
Поручаю Правительству, изучив опыт других стран, взвесив все “за” и “против”, разработать и внести в Парламент проект данного закона.
Пора, наконец, навести порядок и в водных отношениях, где также царит организационно-правовая неразбериха. Нужно последовательно решать перезревшую проблему реконструкции гидромелиоративных сооружений.
Следует приступить, включая меры экономического характера, к организации средне- и крупнотоварных производств в растениеводстве и животноводстве, ориентированных на экспорт и крупные внутренние государственные закупки.
Нужно оказать государственное содействие на возвратной, но льготной основе обеспечению быстрого роста производительности труда и снижению себестоимости в сельском хозяйстве.
Важно экономическими методами нацелить крестьян на внедрение современных агротехнологий, развитие отраслей переработки сельхозпродукции и создать казахстанскому производителю как минимум равные экономические условия с соседними странами.
Пришла пора усилить и серьезно улучшить государственный контроль и надзор над качеством продукции.
Правительство должно привести в порядок систему ветеринарного и санитарного надзора, борьбы с болезнями животных и растений, в корне улучшить работу со стандартами и технологическими нормами, быстро и последовательно приближая их к мировым.
Необходимо восстановить научное и информационное обеспечение села. Сельскохозяйственные институты должны работать в системе Минсельхоза, а Агентству по статистике пора бы всерьез заняться проблемой первичной информации. Акимам же всех уровней необходимо оказать содействие в развертывании информационно-маркетинговой системы, которая пока функционирует только в 36 районах.
Правительство должно принять эффективные меры по расширению внешних рынков сбыта.
Оставляют желать лучшего работа по организации транспортных путей на внешние рынки, а также избыточные тарифные и нетарифные нагрузки на торговых путях.
Селу требуется более разветвленная финансовая сеть по предоставлению кредитных и финансовых услуг в виде различных институтов микрокредитования и взаимного кредитования.
Необходимо серьезно заняться страхованием сельхозпроизводства.
Правительство должно продолжить практику направления значительной части внешних займов на льготных и мягких условиях в сельское хозяйство, особенно по линии международных банков. Предстоит усилить возможности лизинговых центров, кредитных товариществ.
Четвертое. Я поручил Правительству уделить особое внимание социальной сфере.
И здесь важное место должна занять новая политика в отношении села. Эта политика развития перспективных регионов, естественно, нуждается в достаточном финансовом обеспечении.
Прежде всего, мы не должны мешать крестьянину, дать свободу в самостоятельном подъеме своего хозяйства, помочь в кредитовании, консалтинге, продаже продукции.
Бюджет этих трех лет должен стать для села приоритетным. Из средств, направляемых в социальную сферу, особо выделять село: дороги и водоводы — прежде всего для села; больницы — прежде всего для нужд села; школы — прежде всего для села. Поручаю Правительству и акимам ежегодно увеличивать в течение 2003—2005 годов объемы финансирования сельского образования, здравоохранения, средств на питьевую воду и на строительство и реконструкцию межобластных и межрайонных сельских автомобильных дорог на 10 млрд. тенге.
Но это должны быть обдуманно вложенные средства: к примеру, зачем строить новые школы в депрессивных местностях, где население сокращается? Надо в таких случаях строить школы-интернаты в перспективных районах и переводить в них детей. Это же касается и современных больниц.
Кроме того, в общем на развитие сельского хозяйства ежегодно необходимо дополнительно предусматривать до 8—10 млрд. тенге начиная с 2003 года.
Я считаю стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования. Ключевое значение для страны имеет значительное повышение статуса учителя, и прежде всего сельского. В первую очередь необходимо решить вопрос оплаты учительского труда.
Считаю возможным уже в этом году увеличить заработную плату учителям свыше 30 %, а не на 25 %, как планировалось ранее.
Поручаю Правительству и акимам изыскать для этого необходимые финансовые источники.
Пятое. Миграционная стратегия, особые акценты на село и социальную сферу потребуют, по-видимому, определенной бюджетной децентрализации.
Но здесь и Правительству, и Парламенту необходимо проявить взвешенность и сдержанность до выработки модели расселения жителей села, имея в виду, что она неизбежно приведет и к определенному административно-территориальному переустройству на уровне сельских районов и округов.
И последнее. Необходимо принять целый комплекс мер по легализации собственности, а точнее, земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах и мелких предпринимателей.
Из-за того, что собственность этого круга людей нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена, она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает и из системы легального учета, и новых экономических отношений.
Это огромный потенциал. Мировые эксперты считают, что большинство бедных стран уже обладают активами и ресурсами, способными обеспечить этим странам прорыв.
Мы находимся в транзитной зоне экономического развития. По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте.
Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.
Исходя из этого, необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:
— снижение налогового бремени;
— легализация собственности и активов;
— облегчение доступа к кредитным ресурсам;
— упрощение административных процедур и разрешений;
— защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;
— создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии.
Поручаю Правительству создать по этим вопросам специальную комиссию.
Ответственность за выполнение поставленных задач по подъему села требует ответственной и слаженной работы Правительства и акимов. Можно считать это экзаменом для всей системы исполнительной власти.
В настоящем послании я намеренно акцентировал внимание на одном, но крайне важном вопросе нашей новой политики на селе. Правительство и бюджетная комиссия должны адекватно определить соответствующие приоритеты на следующий год.
Вместе с тем хотел бы осветить ряд вопросов, связанных с основными направлениями государственного строительства и демократизации общества.
Одобрен комплекс соответствующих мер на среднесрочную перспективу. Он основан на неизменности Основного Закона и незыблемости конституционного строя.
По мнению многих экспертов, в том числе и международных, Конституция Казахстана, принятая в 1995 году, является по своей сути демократической, соответствует потребностям развития страны.
Потенциал этого Основного Закона еще во многом не реализован. Я поддерживаю эту позицию. Единство, межнациональное согласие и политическая стабильность — это главное, чего хочет наш народ. Я это знаю.
Демократия — наш осознанно выбранный путь развития, который я вам предложил и который вы приняли. И мы все должны работать над углублением этого процесса, опираясь на мудрость народа, с учетом исторических, экономических, политических, этносоциальных факторов и общественного мнения.
Мы будем двигаться шаг за шагом, сохраняя ценности нашей культуры, в основе которой — взаимопомощь, терпимость, коллективизм, взаимоуважение между людьми разных национальностей. Чужие рецепты могут нам навредить.
Мы будем наращивать усилия государства и общества в деле строгого соблюдения прав и свобод граждан, конкретными действиями бороться с бюрократическим произволом и в центре, и на местах.
У нас немало резервов для совершенствования партийно-политического строительства, в первую очередь — его законодательных основ. Давно назрели такие вопросы, как введение правовых норм, не допускающих политического экстремизма в деятельности партий; исключение партийного строительства на этнических или конфессиональных принципах; обеспечение финансовой прозрачности в их деятельности.
В этом отношении я поддерживаю инициативу группы депутатов об изменении партийного законодательства.
Правительству также необходимо инициировать разработку закона о статусе и правах неправительственных организаций.
Мы и впредь будем настойчиво и энергично проводить работу по совершенствованию государственного строительства, развитию местного государственного управления и самоуправления, улучшению судебной и избирательной систем.
По моему поручению Правительство работает над подготовкой Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений.
По итогам этой работы должен быть подготовлен проект оптимального перечня государственных функций, их разграничения по уровням управления. Он станет основой для создания базовых условий перехода к новым принципам государственного администрирования и соответствующей модели межбюджетных отношений уже к началу 2004 года.
Здесь необходимо решать вопросы передачи части полномочий и ответственности от центра к регионам. Тогда и станет ясной структура самой власти, станет понятно, где избирать, а где назначать руководителя.
Одна из задач концепции — это формирование полноценных институтов государственной власти на сельском уровне управления.
В сельской местности отмечается определенный вакуум власти. Акимы на местах не имеют достаточных полномочий, а главное — финансовых ресурсов. Поэтому Правительство и областные акимы должны организовать эффективное государственное управление в нижних звеньях.
В августе текущего года будет проведен детальный анализ эксперимента по выборам акимов сельских округов, и на его основе будет принято решение о целесообразности выборности этой категории руководителей населением.
В то же время необходимо определиться, сколько уровней управления у нас должно быть. И только после определения всех основополагающих принципов государственного управления можно будет подойти к модели и закону о местном самоуправлении.
В этом году будут внесены серьезные изменения в Закон о государственной службе. Это переход от конкурсной к карьерной системе продвижения по ступеням государственной службы, а также ликвидация всех допущенных в действующем законе перекосов.
Будут приняты меры по совершенствованию кадровой политики в сфере судов и ограничению коррупции в судейском корпусе, усилению роли адвокатуры в правозащитном механизме. К концу года будет разработана концепция введения института присяжных заседателей.
Надо серьезно изучить вопрос введения моратория на смертную казнь, вплоть до ее полной отмены. Понимаю, что для этого необходимо создать условия. Это требует финансирования и времени. Знаю, что существуют разные мнения в обществе. Но надо начать решать эту проблему.
Намечается также ряд мер по совершенствованию деятельности средств массовой информации.
В ближайшее время будет пересмотрен и расширен состав тендерной комиссии по распределению радиочастот путем включения в ее состав представителей общественности. Создается общественный совет по информационной политике при главе государства.
В своем развитии наша государственность поэтапно подходит к тому рубежу, когда Парламент должен более полно использовать свои полномочия, предоставленные Конституцией, в том числе и в отношении Правительства.
Постоянный диалог между Парламентом и Правительством, совместная законотворческая работа — важнейшее условие укрепления государственности.
Решение серьезных задач предусматривается и в следующем году. В их числе — внесение изменений и дополнений в Конституционный закон “О Правительстве”, законодательное внедрение механизма государственного социального заказа на услуги неправительственных организаций, разработка законопроекта “Об альтернативной военной службе” и другие.
В заключение хочу высказать ряд принципиальных положений о нашей внешней политике. Жизнь и практика подтверждают, что с самого начала мы выбрали правильную линию поведения на международной арене.
Решение об отказе от ядерного оружия до сих пор работает на безопасность и позитивный имидж нашей страны.
Казахстан — одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевших выстроить хорошие стабильные взаимоотношения со всеми странами, не нанося ущерба своим стратегическим интересам.
И впредь мы будем проводить именно такую многостороннюю прагматичную политику, которая полностью соответствует геополитическому расположению и экономическому потенциалу Казахстана. Именно такая политика — ключ к укреплению нашей национальной безопасности.
В то же время мы должны приложить еще большие усилия для укрепления факторов предсказуемости и стабильности во взаимоотношениях Казахстана с соседними государствами.
Наша дипломатия должна обратить самое серьезное внимание на укрепление таких приоритетных организаций, как ЕврАзЭС, Шанхайская организация сотрудничества, Центральноазиатская организация сотрудничества.
При этом мы будем развивать сотрудничество с США, Западной Европой и другими странами.
Необходимо добиться конкретных результатов по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Надо укрепить нашу внешнеэкономическую политику, добившись слияния усилий государства и частного бизнеса в обретении прочных позиций на внешних рынках.
Казахстан, выстроив рыночную экономику, стал неотъемлемой частью процесса глобализации.
Нам крайне важно найти свое место в мире, тщательно продумать стратегию наших дальнейших действий, которая помогла бы избежать издержек и, напротив, извлечь дивиденды.
В этом плане Правительству следует серьезно активизировать работу по подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию.
* * *
Затронутые в настоящем послании вопросы продиктованы самой жизнью. Многие из них вы сами поднимали на встречах со мной, их ставят люди.
С каждым годом все больше деятельность государства и общества регулируется законами. Поэтому и Парламенту, и Правительству надо больше советоваться с теми, кому по этим законам жить.
Нельзя все решить сразу, нужно проявлять терпимость, не разбрасываться по мелочам, сосредоточиваться на выбранных приоритетах.
Мы, как избранные народом представители исполнительной и представительной власти, должны проявлять взвешенность и руководствоваться разумом, а не эмоциями при решении важных государственных задач.
И я надеюсь на вашу поддержку в реализации положений настоящего послания.
Благодарю за внимание.